15.02.2008

10 Советов студентам колледжа (часть II)

Автор Steve Pavlina
Перевод by chazmarius

6. Вставай рано каждый день

Я уже писал о преимуществах стать ранней пташкой. Я не вставал в 5 утра, когда был в колледже, но обычно просыпался в 6-7. Я заметил, что ранний подъем помогал мне сделать намного больше (не только утром, но и в течении дня). Я начинал каждый день с 25-минутной пробежки, за которой следовал душ и завтрак. Эти простые упражнения помогали мне почувствовать себя внимательным и заряжённым энергией.

Я соврал бы, если бы сказал, что поднимался рано потому что хотел этого. Это была необходимость. У меня было много утренних лекций, включая курс лекций в 7.30 одним семестром. Но я рад, что они были, т.к. если бы не они, я просто спал бы дольше, чем мне нужно было. Даже если ты ненавидишь утренние занятия, ты можешь заметить (как и я), что становишься более продуктивным, если всё равно посещаешь их.

7. Верни потерянное на протяжении лекций время

Давай честно признаем это. Не каждая лекция требует от тебя огромной концентрации. Иногда учителя болтают. Иногда они повторяют то, что ты и так знаешь. Какой процент лекционного времени требует от тебя полного, сосредоточенного внимания? Для некоторых лекций это - 90%. Для другие - 20%. Если ты не учишься активно во время лекции, ты теряешь время. Если лекция действительно требует внимания, сядь впереди и лови каждое слово. Но если она нет - сядь позади и делай домашнюю работу для других лекций и иногда поднимай свою голову, чтобы посмотреть, нет ли чего, что стоило бы тебе записать. Всегда держи книгу открытой, так что если у профессора-хиппи начинается приступ ностальгии по 60-м, ты сможешь сделать что-нибудь полезное.

Это было удивительное лекарство от скуки. Если профессор начинал бубнить, усыпляя всех своим голосом, я мог работать над програмным кодом. Я записывал его на бумаге и на перерывах набирал в компьютерном класе. Поэтому мне не нужно было проводить много времени в компьютерном классе - иногда только 10-15 минут если моя програма запускалась в первый раз.

Ты будешь удивлён, как много времени можно освободить, используя этот метод. Я был способен завершить большую часть моих заданий в классе. Если ты сейчас в школе, ты увидишь, сколько домашних заданий ты можешь сделать во время обычного учебного дня. Потом подсчитай, как много часов ты сможешь сохранять каждую неделю, используя этот метод. Это действительно имеет смысл.

Ты не можешь находиться на пике своих возможностей постоянно, поэтому делай перерывы. Если у тебя появилась мысль взять перерыв, воплоти её в жизнь. Я медитировал или лежал на траве между лекциями, перезаряжая себя. Я использовал будильник, когда было время подняться и сделать перерыв.
Такие перерывы были очень восстанавливающие и я мог идти на следующую лекцию и снова работать в полную силу. Я никогда не работал непрерывно целый день. Я работал в волнах между полной концентрацией и полной расслабленностью, повторяющихся циклом много раз в день.

8. Изучи материал как только ты встречишь его в первый раз

Один из наиболее времясжигающих процессов в колледже - учёба того, что ты не изучил как следует в первый раз. Когда студенты говорят, что они учатся, большинство времени они компенсируют прошлую неудачу выучить материал.

В разработке программного обеспечения известно, что баги нужно исправлять как только они были найдены. Исправление багов в конце проекта может занять в 50 раз больше усилий, чем если фиксить их когда они были замечены. Неудачное изучение того, что ты по общему мнению учишь каждый день - серьезный баг. Не старайся водрузить новый материал на вершину нестабильной из-за фундамента конструкции, так перестраивать её может занять намного больше времени.

Если ты не понял что-то, чему учился в классе сегодня, рассмотри это как баг, который должен быть как можно быстрее исправлен. Не откладывай его. Не помещай новый материал на его вершину. Если ты не понял слово, идею или урок, бросай все и сделай всё, чтобы понять, прежде чем продолжишь. Задавай вопросы в класе, попроси друга объяснить тебе, почитай и перечитай конспект и/или посети профессора во время его приема, но пойми материал.

Вообще, в математике я был асом. Возможно потому что моя мама преподавала её в колледже. Также мой отец был аэрокосмическим инженером, и от него получил набор генов. Но всё таки были несколько тем, которые я не понял с первого раза - собственные значения (eigenvalues) и собственные вектора (eigenvectors). Я старался визуализировать эти темы, но нашёл это сложным. Многие из моих однокурсников также нашли их запутанными. Но я приложил некоторые усилия, которое требовались для понимания и заработал "А", т.к. я рассматривал моё непонимание как баг, который следует немедленно исправить. Те студенты, которые позволили себе забыть о неясной для них теме не смогли с таким же успехом идти дальше и в конце концов даже зубрёжка им мало помогла. Как и баги в программе, непонятые темы будут множиться, если оставить их без внимания. Если ты не понимаешь то, чему тебя учат, у тебя появился баг, который надо исправить. Не двигайся дальше, пока не сможешь честно себе сказать - "Да, я понял это... что дальше?"

В идеале, используя данный метод, нет необходимости учиться вне класса, по крайней мере учить материал, который не понял в первый раз. Ты можешь пересмотреть старый материал для освежения памяти, но не должен уделять и минуты чтобы изучить то, что прошли месяц или два назад.

К концу я, наверное, был наименее нервным студентом из всех. Мне не нужно было учить, т.к. когда подошло время последнего экзамена, для меня курс уже был окончен. Тест был всего лишь формальностью. Когда все зубрили я играл в видео игры. Я уже понял материал и выполнил все назначения (по крайней мере те, которые хотел выполнить). Только в ночь перед экзаменом я просмотрел свои записи чтобы освежить материал.

Во время каждого семестра задай себе вопрос: "Готов ли я пройти тест по всему, что я учил до этого времени?" Если твой ответ "нет" - тогда ты отстаёшь и тебе следует догнать как можно быстрее. В идеале ты должен быть готов ответить "да" на этот вопрос как минимум раз в неделю для каждого предмета.

Отставание (пусть даже чуть-чуть) - чудовищный источник стресса и растратчик времени. Во первых, тебе нужно будет вернуться и выучить старый материал в то время как остальной курс уже прошёл его. Во вторых, ты можешь не выучить новый материал если он базируется на старом, потому что у тебя будет нехватка фундамента и потому ты продолжишь отставать всё сильнее. Потом, когда подойдёт конец семестра, тебе нужно будет переучить все то, что ты должен знать. Но, поскольку ты будешь заучивать всё в последнюю минуту, после теста ты всё равно всё забудешь. Так в чём смысл этой глупости? Это как превышение кредита на кредитной карточке с 25-процентным погашением. Всё равно тебе придётся заплатить, но стоить будет намного больше.

Приложив усилия, изучая материал, будет достаточным чтобы получить «А» во всех предметах. Это окупиться. Большинство материала который ты выучишь, будет основано на более раннем. Если ты будешь получать «А» на лекциях первого курса, ты подготовишься ко второму. Но если ты получишь «С» в первый год, ты сразу же начнёшь с нестабильным фундаментом, из-за чего тебе будет намного сложнее стать мастером предмета.

Сделай «А» своей целью каждого семестра. В длительном периоде это очень легко. Я заметил, что студенты с «С» работают намного больше, чем я, особенно на первом и втором курсах, т.к. они всегда догоняли. Несмотря на мое плотное расписание, оно не было для меня стрессовым, поскольку я держал каждый предмет на высоте. В результате у меня было много времени для развлечений, в то время как другие студенты испытывали много стресса, потому что они всегда чувствовали себя неподготовленными.

9. Используй современные техники запоминания

Один из способов понимать материал с первого раза - тренировать себя в использовании современных техник запоминания. Я часто использовал их на лекциях, которые требовали запоминания определённых фактов, влючая имена, даты и математические формулы. Если учитель написал что-то на доске, что нужно было воспроизвести на экзамене точь-в-точь, я замиминал это тогда же, в этом же месте. Потому мне не нужно было возвращаться и учить это позже.

Я уверен, что ты встречал простые мнемонические техники, такие как фраза "Every good boy does fine", которая используется для запоминания музыкальных нот E,G,B,D и F. Эти трюки работают в определённых ситуациях, но есть более эффективные визуальные техники. Две из них, на которые я в большинстве полагался в школе, были "сковывание" (chaining) и "отождествеление" (pegging)

Это займёт ещё одну статью, что рассказть о них детально, поэтому ты можешь посетить этот сайт чтобы узнать о них все. Или можешь приобрести книгу о улучшении памяти, такую как "Книга памяти" Гарри Лорайна. Я рекомендую начать с книги, т.к. ты построишь крепкий фундамент шаг за шагом.

Эти техники позволят тебе запоминать информацию очень быстро. Например, используя отождествление, я обычно мог запомнить список из двадцати пунктов примерно за 90 секунд (с замечательным воспроизведением даже через несколько недель). Мастера, конечно же, могут делать это быстрее. Любой может сделать это - это дело тренировки.

Я по-прежнему использую эти техники. Сковывание позволяет мне визуально запоминать мои речи. Когда я произношу речь, моё воображение использует визуальный фильм, который я создал при выборе слов, связывая их с изображениями. Это как комментирование фильма. Мое выступление не было заучено слово в слово, потому оно звучит природно и спонтанно, и может быть адаптировано под ситуацию. Визуальное запоминание более быстрое и более надёжное чем запоминание слов. Если ты запомнил речь слово в слово и забыл строку, это может выбить тебя из струи. Но с набором изображений легко прыгнуть к следующему кадру если сделаешь ошибку. Наши мозги больше подходят для визуального чем фонетического запоминания.

Я не рекомендую запоминать повторением т.к. этот путь очень медленн. Сковывание и отождествление не требуют повторения - они позволяют тебе запомнить очень сильно, в один проход (обычно несколько секунд). Обратная сторона техник состоит в том, что они требуют много практики для достижения мастерства, но, как только ты научишься этому, они останутся на всю жизнь. Я также заметил, что обучение этим приёмам похоже улучшило мою память на порядок, даже когда я не пытаюсь запоминать. Я думаю эта практика обучила моё подсознание хранить и воспроизводить информацию более эффективно.

Позор, что эти техники не изучаются в школе. Они могли бы сохранить студентами огромное количество времени. Сделай себе услугу и познакомься с ними пока ты молод. Они имеют множество практических применений, например запоминание имен людей.

10. Веселись!

Учись, но оставь время для развлечений. Не расточай своё время отдыха слоняясь вокруг и ничего не делая. Выйди и сделай что-нибудь активное, что зарядит тебя энергией.

Одним из моих любимых занятий в колледже был фризби-гольф (также называемый дисковым). Ночью я часами играл с друзьями, иногда до момента, пока мои пальцы не покрывались волдырями... или пока охрана колледжа не проганяла нас за попадание в одного из не играющих студентов :)

Во время игры мы часто продирались сквозь кусты, переходили вброд фонтаны и перелезали через другие препятствия, стараясь найти тарелку. Это всегда было весело и мы выигрывали в борьбе с этим препятствиями. Несколько часов фризби-гольфа в конце учебной недели служили восхитительной наградой.

Моё самое большое сожаление о этом времени - то, что у меня не было девушки. Если бы у меня была возможность начать всё сначала, я возможно добавил бы дополнительный семестр для этого особенного человека. У меня была возможность, но я вынужден был пропустить её, поскольку моё расписание было уже заполнено. Девушки, конечно, веселые существа, но в большинстве своём они не очень эффективны ;)

Эти советы ориентированы на то, чтобы сделать твой опыт колледжа настолько богатым и запоминающимся, насколько это возможно. Учись быстро и эффективно, так, чтобы у тебя было достаточно времени для деятельностей, которые предлагает колледж. Вступай в клубы. Играй в фризби-гольф. Заведи себе парня или девушку. Худшая вещь, которую ты можешь сделать - это тратить своё время, отставая, вследствии плохих привычек, чувства стресса и неподготовленности. Выжми так много сока из колледжа, насколько можешь и позволь ему служить трамплином для качественной жизни.

Люди часто думают, что моё энергичное расписание - стрессовое и изнурительное, но ирония состоит в том, что оно всего лишь противоположно. Мне кажется, что у меня был более легкий, более наслаждаемый опыт чем у моих сокурсников. Студенты с более лёгким расписанием расслаблялись и отставали, посколку они были убеждены, что смогут сделать это позже. Но я не мог позволить себе такое, поскольку потом было бы невозможно нагнать материал с таким количеством лекций... и к тому это было бы очень стрессовым, таким, что даже думать о нём не хотелось.

Если бы я пропустил хотя бы неделю, я был бы в серьезной неприятности. Потому я был вынуджен разработать хорошие привычки, которые держали бы меня всегда расслабленным, сфокусированным и заряжённым энергией. Множество навыков, описанных выше всего лишь были результатом постановки цели окончить колледж в три семестра. Цель диктовала способ. Я очень благодарен опыту, поскольку это показало, насколько мы может быть эффективными, если вытащим себя из наших комфортных условий. Это научило меня ставить цели на будущее, что, как я чувствовал, я мог делать. Много раз когда мы думаем "это невозможно" - это не так. Мы только так думаем.


1 комментарий:

ChaZm комментирует...

переводчега было бы неплохо указать =)